НДС

счета-фактуры ндс вычет прибыль

Не принимайте счета-фактуры с факсимильной подписью

Счета-фактуры, подписанные с применением технических средств – факсимильного воспроизведения (факсимиле), не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету.
Нормами налогового законодательства не предусмотрено возможности факсимильного воспроизведения подписи уполномоченного лица при оформлении счета-фактуры.
Данная позиция указана в письмах Минфина России от 10.04.2019 N 03-07-14/25364, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81951.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2021 № 307-ЭС21-10502 и суды трех инстанций поддержали налоговый орган в отказе в правомерности применения налоговых вычетов при исчислении НДС по счетам-фактурам с факсимильной подписью.
Представленные Обществом в суд вновь оформленные счета-фактуры («вторые экземпляры счетов-фактур») по взаимоотношениям с названным контрагентом суды не приняли, указав, что они не отвечают требованиям пункта 6 статьи 169 НК РФ, поскольку подписаны от имени руководителя контрагента после даты окончания выездной налоговой проверки и получения Обществом оспариваемого решения Инспекции, а также после внесения записи в единый государственный реестр юридических о прекращении деятельности контрагента в связи с ликвидацией.
Кроме того, в случае применения факсимильных подписей при подписании первичных документов, возможны негативные налоговые последствия в виде отказа в правомерности заявленных расходов по налогу на прибыль организаций, такая позиция Минфина России указана от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81951.
Исходящие в рамках электронного документооборота документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной подписью уполномоченных лиц.
Счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Порядок оформления первичных учетных документов регулируется Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Частью 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определены обязательные реквизиты первичного учетного документа.
При исчислении налога на прибыль организаций не учитываются расходы, которые документально не подтверждены.
Одним из обязательных реквизитов является подпись лица (лиц), предусмотренного пунктом 6 части 2 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, с указанием фамилии и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этого лица (лиц).
Таким образом, с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом составленных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5 - 6 статьи 169 НК РФ установлены требования к его содержанию и оформлению, соблюдение которых в силу пункта 2 статьи 169 НК РФ обязательно для применения налоговых вычетов.
Следовательно, для предъявления к вычету сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам необходимо соблюдение таких условий, как принятие их на учет (оприходование) и наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров (работ, услуг), с указанием суммы НДС.
На основании пункта 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Факсимиле (в переводе с латинского - сделай подобное) представляет собой клише, то есть точное воспроизведение рукописи, документа, подписи средствами фотографии и печати.
Пунктом 2 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Использование счетов-фактур, подписанных факсимильной подписью, НК РФ не предусмотрено.
Учитывая изложенное, счета-фактуры, составленные с использованием факсимильной подписи, признаются составленными с нарушением установленного порядка и не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету.
Положениями статьи 169 НК РФ не предусмотрено возможности факсимильного воспроизведения подписи при оформлении счета-фактуры. Не содержит подобной нормы и Закон № 402-ФЗ, в силу которого документы бухгалтерского учета должны содержать личные подписи соответствующих лиц, в связи с чем отступление от установленных правил влечет отказ в применении налоговых вычетов по таким счетам-фактурам.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.09.2011 № 4134/11 по делу № А33-20240/2009.
Приняв во внимание положения вышеуказанных норм права, учтя установленные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что спорные счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету; оформление счетов-фактур с отступлением от установленных правил влечет отказ в применении налоговых вычетов по ним в силу действующих норм налогового законодательства.
Счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац 2 пункта 6 статьи 169 НК РФ).
Законодательством предусмотрено выставление и получение счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) через организации, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по ТКС в рамках электронного документооборота между продавцом и покупателем - оператор электронного документооборота. 

06 АВГУСТА 2021 Г.

<<<НДС

Получил премию - заплати НДС

Премии за выполнение условий договоров необходимо включать в налоговую базу по НДС.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 05.07.2021 № 301-ЭС21-4267 поддержал суды трех инстанций и налоговый орган.
Дилер получал от дистрибьютора выплаты в виде премий за выполнение определенных условий заключенных договоров.
В рамках программ дилеру рекомендовано снижать стоимость товара конечному покупателю на соответствующие суммы (условия и порядок проводимых маркетинговых и акционных кампаний доводились до дилера в виде информационных писем).
Размер премий, выплачиваемых дилеру за соблюдение условий договора поставки, напрямую зависел от суммы скидок, предоставленных конечному покупателю при продаже новых транспортных средств за отчетный период, и рассчитывался за единицу конкретного товара.
Премии дилер учитывал в составе внереализационных доходов и не облагал НДС.

Налоговый орган указал, что произведенные третьим лицом выплаты в виде премий являются по своей природе суммами, полученными за реализованные транспортные средства, связанными с оплатой реализованных конечным покупателям транспортных средств.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по НДС увеличивается на суммы полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
По результатам поверки налоговый орган исключил премии за выполнение определенных условий договоров из состава внереализационных доходов, включив их в состав доходов от реализации товаров, доначислив при этом НДС.
Суды трех инстанций поддержали налоговый орган, указав, что спорные суммы премий, являются доходами дилера от реализации, полученными по облагаемым НДС операциям за реализованные товары, поэтому размер скидки, реализация по цене выше закупочной, равно как и отсутствие скидки в договоре с покупателем не имеют существенного значения. 

30 ИЮЛЯ 2021 Г.

<<<НДС

ндс налоги
НДС приобретение у физлиц

Купил у физлица технику - продашь ее с НДС 

С 01.01.2022 налоговая база по НДС при реализации техники (по утвержденному перечню), приобретенной у физических лиц, исчисляется, как и по автомобилям, как разница между ценой реализации с НДС и приобретения (п. 5.1 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС.
На основании п. 4 ст. 164 НК РФ исчисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по указанным операциям, осуществляется расчетным методом с применением налоговой ставки в размере 20/120.
В налоговой декларации по НДС налоговая база по операциям по реализации указанных товаров отражается по строке 030 раздела 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации».

Согласно п. 5.1 ст. 154 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.04.2021 N 103-ФЗ, при реализации приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками НДС) для перепродажи отдельных видов электронной, бытовой техники по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и автомобилей налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом НДС и ценой приобретения указанных техники и автомобилей.

При реализации отдельных видов электронной, бытовой техники и автомобилей, приобретенных у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, налоговая база по НДС определятся в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 1 ст. 154 НК РФ, в соответствии с которым налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. 

30 ИЮЛЯ 2021 Г.

<<<НДС

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ПОТОМ ДАРИ

У получателя дара доходы освобождаются от налогообложения, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками (супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, дедушкой, бабушкой, внуками, братьями, сестрами) (п. 18.1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)).

У дарителя – индивидуального предпринимателя передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров и объектом налогообложения по НДС (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
При этом передача нежилого недвижимого имущества в рамках договора дарения между индивидуальным предпринимателем и физическим лицом подлежит налогообложению НДС в случае, если указанное имущество использовалось для предпринимательской деятельности.
Если указанное имущество не использовалось для предпринимательской деятельности, осуществляемой физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя, то при его передаче по договору дарения НДС не исчисляется (письмо Минфина от 30.03.2020 N 03-04-05/25020).

Платить или не платить НДС с подаренного нежилого недвижимого имущества, зависит от применяемой системы налогообложения и наличия (отсутствия) права на применение освобождения от НДС по ст. 145 НК РФ.

В случае применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), дохода при дарении недвижимости не возникает. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, в связи с чем объект налогообложения по договору дарения имущества отсутствует.
При применении общей системы налогообложения или патентной системы налогообложения, по операциям по реализации, дарения и иной передачи нежилого недвижимого имущества, использовавшегося в предпринимательской деятельности, необходимо исчислить НДС.

Можно воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС при соответствии условиям нормам статьи 145 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 145 НК РФ налогоплательщики, за исключением, применяющих единый сельскохозяйственный налог, имеют право на освобождение от НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб.
Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, предусмотренное статьей 145 НК РФ, не зависит от своевременности направления в налоговый орган уведомления об использовании указанного освобождения (письмо ФНС России от 04.07.2019 N СД-4-3/13103@).

В соответствии со статьей 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного и с учетом принципа определения дохода, установленного в ст. 41 НК РФ, при дарении недвижимого имущества у дарителя не возникает дохода (экономической выгоды), подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
При дарении одаряемый получает экономическую выгоду в виде полученного в дар имущества.

В случае заключения договора дарения между физическими лицами вне рамок предпринимательской деятельности на индивидуального предпринимателя, применяющего УСН и получившего в порядке дарения имущество от близкого родственника, порядок учета доходов, предусмотренный главой 26.2 НК РФ, не распространяется. Доход в виде нежилого помещения, полученного в порядке дарения одним физическим лицом от другого физического лица, подлежит налогообложению в соответствии с положениями главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ (письмо Минфина РФ от 27 июля 2018 г. N 03-11-11/52999).


27 ИЮЛЯ 2021 Г.

<<<НДС

ндс налоги
уступка права требования ндс прибыль

УСТУПКА ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ

Операции по реализации права требования, учитываются при исчислении налога на прибыль организаций и НДС.
Согласно статье 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Уступка прав требования (цессия) означает передачу по договоренности одним лицом (цедентом) другому лицу (цессионарию) договорного права, полностью или частично, или неделимого интереса в договорном праве цедента на платеж денежной суммы (дебиторской задолженности), причитающийся с третьего лица (должника).
Дальнейшая реализации права требования долга лицом, купившим это право требования, является реализацией финансовых услуг, доход (выручка) от которой определяется как стоимость имущества, причитающегося этому лицу при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства (пункт 3 статьи 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).

ПРИБЫЛЬ

При реализации или погашении права требования долга датой получения дохода налогоплательщиком, реализующим приобретенное право требования, признается дата последующей уступки (реализации) данного требования или погашения должником указанного требования (пункт 5 статьи 271 НК РФ).
При уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу дата получения уступки права требования определяется как день подписания сторонами акта уступки права требования.
Расходы по приобретению права требования учитываются при исчислении налога на прибыль организаций с его реализации или погашения (пункт 3 статьи 279 НК РФ).
Доходы от частичного погашения приобретенного права требования учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом в составе расходов того же периода учитываются расходы по приобретению права требования долга пропорционально погашаемой части задолженности по праву требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 268 НК РФ, если цена приобретения (создания) имущества (имущественных прав), указанного в подпунктах 2, 2.1 и 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ (прочего имущества, имущественных прав (долей, паев) и покупных товаров), с учетом расходов, связанных с его приобретением и реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения при исчислении налога на прибыль организаций.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются убытки по сделке уступки права требования в порядке, установленном статьей 279 НК РФ.
Если часть задолженности была прощена, то для целей налогообложения расходы по приобретенным правам требования в части, относящейся к прощенной задолженности, не будут учитываться на основании статьи 270 НК РФ как расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества (данная позиция отражена в письме Минфина РФ от 09.06.2018 N 03-03-06/1/39792).

НДС

Налоговая база при уступке первоначальным кредитором денежного требования, определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены (п. 1 ст. 155 НК РФ).
При уступке денежного требования новым кредитором, налоговая база по НДС определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или при прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования (п. 2 ст. 155 НК РФ).
Согласно пп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению НДС операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки.

23 ИЮЛЯ 2021 Г.

<<<НДС

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ

В отношении товаров, операции по которым совершены с 08.07.2021 действует система прослеживаемости товаров.
С 08.07.2021 вступили в силу три Постановления Правительства РФ от 01.07.2021:
- N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров";
- N 1109 "Об утверждении критериев, применяемых при отборе отдельных видов товаров для включения в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости";
- N 1110 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости" (далее - Перечень товаров).

Вместе с тем, согласно Перечню товаров, срок начала прослеживаемости указан 01.07.2021.
При этом нормами пункта 28 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров предусмотрена обязанность участников оборота товаров уведомлять ФНС России об имеющихся на дату вступления в силу Перечня товаров остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее - уведомление об остатках).
Таким образом уведомления об остатках представляются участником оборота товаров в отношении остатков товаров, подлежащих прослеживаемости, имеющихся в собственности на момент вступления в силу Перечня товаров (по состоянию на 08.07.2021) в электронной форме через оператора электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи (письмо Федеральной налоговой службы Министерства финансов Российской Федерации от 09.07.2021 N ЕА-4-15/9627@).

Срок представления уведомления об остатках - не позднее совершения с товаром таких операций как реализация, безвозмездная передача, прекращение прослеживаемости (например, утилизация), передача товара в качестве вклада в уставный капитал.

Регистрационные номера партии товаров, полученных на основании уведомлений об остатках, уведомлений о ввозе прослеживаемого товара, представленных с 01.07.2021 по 07.07.2021 могут использоваться в электронных счетах-фактурах (универсальных передаточных документах) при совершении операций с прослеживаемым товаром, а также в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости.

В случае ошибочного направления уведомления об остатках, участником оборота товаров формируется корректировочное уведомление с указанием количества товара равным 0 (нулю).

Подробнее об отчетности по операциям с товарами, подлежащим прослеживаемости


20 ИЮЛЯ 2021 Г.

<<<НДС

прослеживаемость товаров
импорт ндс

Сокращен перечень оборудования, ввозимого в Россию без НДС

На основании п. 7 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от налогообложения НДС ввоз на территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, включенного в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 372.

Постановлением Правительства РФ от 27.05.2021 N 796 внесены изменения в перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению НДС.
Указанные изменения действуют с 02.07.2021.

Перечень оборудования стал короче, исключили много видов оборудования, в том числе:

  • стальные емкости для хранения жидких, едких сред, используемые в химической, фармацевтической промышленности;
  • котлы паровые для судового оборудования;
  • двигатели внутреннего сгорания (дизели или полудизели), судовые новые, для морских судов товарных позиций 8901 - 8906, буксиров подсубпозиции 8904 00 100 0 и военных кораблей подсубпозиций 8906 10 000 1 и 8906 10 000 9;
  • авиационный поршневой дизельный двигатель RED А03 и его модификации (без существенного изменения мощности);
  • оборудование для газотурбинной установки мощностью 32 МВт;
  • насосы, компрессоры, вентиляторы для производства гражданских воздушных судов;
  • оборудование для медицинской промышленности;
  • оборудование для производства макарон, спагетти или аналогичной продукции, для сахарной, пивоваренной промышленности, для переработки чая или кофе, производства полутвердых сыров;
  • оборудование для изготовления микрокрепированной бумаги;
  • и многое другое.
В перечне изменили наименования некоторого оборудования, а также добавили несколько новых позиций: подборщик соли Dart SH1000, тяговый агрегат машины для перемещения соли Dart 5225C, кузов машины для перемещения соли Dart 5225C, тягово-прицепное устройство машины для перемещения соли Dart 5225C.  

19 ИЮЛЯ 2021 Г.

<<<НДС

ОБЩЕПИТ ОСВОБОДИЛИ ОТ НДС

С 01.01.2022 освобождение общепита от НДС установлено подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ.

Не подлежит налогообложению НДС оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания, а также вне указанных объектов по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание) при соблюдении следующих условий:

  • доходы не превышают за год 2 млрд. руб.;
  • удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов не менее 70 %;
  • за предшествующий год, среднемесячный доход сотрудников, не ниже среднемесячной зарплаты в субъекте РФ по виду ОКВЭД по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков".
  • Объектами общественного питания являются: рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания.

Услугами общественного питания не признается реализация:

  • продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) розничной торговли;
  • продукции общественного питания организациями и ИП, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и ИП, оказывающим услуги общественного питания, предусмотренные пп. 38 п. 3 ст.149 НК РФ, либо занимающимся розничной торговлей.

Также с 01.01.2022 для лиц, оказывающих услуги общепита и соответствующих освобождению от НДС применяются пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат за каждый месяца превышающих минимальный размера оплаты труда, даже если среднесписочная численность работников превысит 250 человек (п. 13.1 ст. 427 НК РФ введен пп. б п. 88 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ).

В случае несоответствия плательщика хотя бы одному из условий, установленных пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, он лишается права на применение пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных п. 2.1 ст. 427 НК РФ.

15 ИЮЛЯ 2021 Г.

<<<НДС

освобождение от ндс
ндс банкроты

ВОССТАНАВЛИВАТЬ ЛИ НДС С НЕДВИЖИМОСТИ БАНКРОТАМ?

С 01.01.2021 на основании пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации товаров (работ, услуг) должников, признанных в несостоятельными (банкротами).
В обязательном порядке суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средства, подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.

В отношении объектов основных средств, являющихся объектами недвижимости, которые не реализуются, а продолжают использоваться при осуществлении хозяйственной деятельности организацией-банкротом, НДС, ранее принятый к вычету, подлежит восстановлению в порядке, установленном ст. 171.1 НК РФ.
Если же с момента ввода объектов недвижимости в эксплуатацию и начисления по ним амортизации прошло менее 10 лет, то НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет за 4 квартал каждого календарного года из оставшихся до окончания 10-летнего срока, рассчитываемого с момента начала начисления амортизации, исходя из 1/10 суммы налога, ранее принятой к вычету.
Но, если с момента ввода в эксплуатацию объектов недвижимости и начисления по ним амортизации прошло более 10 лет, то ранее принятый к вычету НДС восстановлению не подлежит (письмо ФНС от 17.06.2021 № СД-4-3/8474@).

Согласно порядку, установленному пунктами 4 и 5 статьи 171.1 НК РФ, налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором наступил момент начала начисления амортизации, указанный в пункте 4 статьи 259 НК РФ, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти лет, отражать восстановленную сумму НДС.

Расчет суммы НДС, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы НДС, принятой к вычету, в соответствующей доле.
Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), не облагаемых НДС и указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных (переданных) за календарный год.
Поскольку налогоплательщик-банкрот с 01.01.2021 осуществляет только операции, не признаваемые объектом налогообложения НДС, то размер доли для расчета суммы налога, подлежащей восстановлению таким налогоплательщиком, будет равен "1".

13 ИЮЛЯ 2021 Г.

<<<НДС

СДАЕМ НДС

Нужно ли Вам представление налоговых деклараций по НДС по доверенности?

ФНС России письмом от 28.06.2021 N ЕА-4-15/9014@ рекомендована форма уведомления о запрете (отмене запрета) приема налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, представленных уполномоченными лицами (далее - уведомление).
Уведомления применяются с 01.07.2021.

Законный представитель организации подписывает уведомление усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет в налоговый орган по месту регистрации организации по телекоммуникационным каналам через оператора электронного документооборота.
С даты поступления в налоговый орган уведомления с отметкой о запрете в приеме налоговых деклараций по НДС от уполномоченных лиц, будет формироваться отказ в приеме таких деклараций, подписанных не законным представителем налогоплательщика.
При представлении в налоговый орган уведомления с отметкой об отмене запрета на прием налоговых деклараций по НДС от уполномоченных лиц, такие декларации будут приниматься налоговым органом от законных и уполномоченных представителей налогоплательщика.
Целесообразно при заключении сделок от контрагентов также требовать представления указанных уведомлений. 

06 ИЮЛЯ 2021 Г.

<<<НДС

декларация по доверенности ндс
ндс комитент

КАК КОМИТЕНТУ ИСЧИСЛЯТЬ НДС?

Реализация товаров по договору комиссии является достаточно распространенной операцией.
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ).
Товары, реализуемые комиссионером, являются собственностью комитента (п. 1 ст. 996 ГК РФ).
Если комитент является плательщиком НДС, то независимо от того, является ли комиссионер плательщиком НДС или нет, он реализует товары с НДС и выставляет покупателям от своего имени счета-фактуры п. 3 ст. 168, ст. 169 НК РФ.

Комитенты и комиссионеры допускают множество ошибок при отражении операций по договору комиссии в книгах продаж и покупок, журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также разделах 8, 9, 10, 11 налоговой декларации по НДС, в связи с чем возникают несоответствия в отражении операций сторонами сделки.

У комитента в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является:

При реализации товаров комитентом через комиссионера налоговой базой по НДС у комитента признается стоимость товаров, по которой они реализуются комиссионером покупателю.

Данная позиция также отражена в письме Минфина России от 15.06.2021 N 03-07-11/46824.
В соответствии с пунктом 20 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, комитенты, реализующие товары по договору комиссии, предусматривающему продажу товаров от имени комиссионера, регистрируют в книге продаж выданные комиссионеру счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером покупателю. 

30 ИЮНЯ 2021 Г.

<<<НДС

ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ ТОВАРОВ

С 01.07.2021 организации и ИП, осуществляющие приобретение и реализацию товаров, подлежащих прослеживаемости, не зависимо от применяемой системы налогообложения, участвуют в национальной системе прослеживаемости товаров.
По остаткам товаров, подлежащих прослеживаемости по состоянию на 01.07.2021 необходимо провести инвентаризацию, и представить в налоговый орган уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, налоговый орган направит квитанцию с присвоенным регистрационным номером партии товара (далее - РНПТ) для товаров, указанных в указанном уведомлении.
Письмом ФНС России от 14 апреля 2021 г. N ЕА-4-15/5042@ рекомендованы формы, форматы, порядки заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, представляемые только в электронном виде по ТКС:

  • уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории ЕАЭС (представляется импортерами, в течение 5 дней с даты принятия на учет);
  • уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию ЕАЭС (представляется экспортерами, в течение 5 дней с даты отгрузки);
  • уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (результаты инвентаризации товаров на 01.07.2021, до их реализации);
  • отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (представляют не плательщики НДС (спецрежимники) и плательщики НДС при выбытии товара или покупке прослеживаемых товаров у неплательщиков НДС, ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истёкшим кварталом.). 

В письме Минфина РФ от 30 марта 2021 г. N 27-01-24/23047 указано, что прослеживаемость не распространяется на следующие товары:

  • полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на территории Российской Федерации или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки), помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Российской Федерации и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров Российской Федерации и помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления;
  • подлежащие прослеживаемости, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, пользующимися привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • отчужденные физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
  • сведения об операциях, которые составляют государственную тайну.
В соответствии с письмом Минфина РФ от 30 марта 2021 г. N 27-01-24/23047 в случае реализации товаров, подлежащих прослеживаемости:
  • РНПТ указывается в счете-фактуре (универсальном передаточном документе);
  • налогоплательщик НДС, отражает в книге продаж (в разделе 9 налоговой декларации по НДС);
  • организация или ИП не являющиеся плательщиком НДС отражают такую операцию в отчете об операциях с товарами подлежащих прослеживаемости.
Налогоплательщик самостоятельно формирует РНПТ из номера декларации на товары и порядкового номера товара в указанной декларации.
При ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, из государств - членов ЕАЭС в течение 5 дней с даты принятия таких товаров на учет, необходимо представить в налоговый орган уведомление о ввозе товара, подлежащего прослеживаемости, налоговый орган направит квитанцию с присвоенным РНПТ для товаров, указанных в указанном уведомлении.
При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости необходимо выставлять счета-фактуры только в электронном виде по ТКС через ОЭДО.
В счетах-фактурах по товарам, подлежащим прослеживаемости указываются: регистрационный номер партии и количество товара, подлежащего прослеживаемости, единица измерения товара, используемую в системе прослеживаемости.
В связи с введением системы прослеживаемости товаров, Приказом ФНС России от 26.03.2021 N ЕД-7-3/228@ установлена новая форма налоговой декларации по НДС, которая представляется с 3 квартала 2021 года.
В перечне прослеживаемых товаров указаны: холодильники, автопогрузчики, бульдозеры, стиральные машины, мониторы и проекторы, схемы электронные интегральные, транспортные средства промышленного назначения, детские коляски и автокресла (постановлении Правительства РФ от 25.06.2019 N 807). 

Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ в НК РФ внесены следующие изменения, которые регулируют систему прослеживаемости ввозимых на территорию страны товаров:

  • налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 2.3 ст. 23 НК РФ);
  • введен п. 8.9 ст. 88 НК РФ право налоговым органам при проведении камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по НДС и представленных при применении УСН, или ЕСХН (за исключением указанной декларации, представленной налогоплательщиком, не имеющим или не использующим права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС), истребовать, счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении следующих несоответствий:
 - между сведениями в налоговой декларации, представленной при применении УСН, или ЕСХН, и сведениями в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости;
 - между сведениями в налоговой декларации по НДС, и сведениями в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном другим налогоплательщиком;
 - между сведениями в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном другим налогоплательщиком.
  • ст. 169 НК РФ дополнена пп. 1.1 и 1.2, которыми введена обязанность при реализации и приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, выставлять счета-фактуры и обеспечить их получение в электронной форме по ТКС через ОЭДО, за исключением случаев реализации их на экспорт (реэкспорт) физическим лицам, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
  • в ошибки в счетах-фактурах, не являющиеся основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, добавлены неуказание (неверное указание) в счете-фактуре сведений, установленных пп. 16 - 18 п. 5 ст. 169 НК РФ: регистрационного номера партии и количества товара, подлежащего прослеживаемости, количественной единицы измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости, товара (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ);
  • в пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ из условия возможности, по письменному согласию сторон сделки не составлять счета-фактуры при реализации лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, исключили операции по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости;
  • в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), должны быть указаны:
  • реквизиты, позволяющие идентифицировать документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг) (пп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ);
  • порядковый номер записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (пп. 5 п. 5, пп. 4 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);
  • регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (пп. 16 п. 5, пп. 16 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);
  • количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости (пп. 17 п. 5, пп. 17 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);
  • количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости (пп. 18 п. 5, пп. 18 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);
  • также в корректировочном счете-фактуре, должны быть указаны: страна происхождения товара и регистрационный номер декларации на товары (пп. 14, 15 п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

25 ИЮНЯ 2021 Г.

<<<НДС

прослеживаемость товаров
льгота ндс

КАК ПОДТВЕРДИТЬ ЛЬГОТУ? И ЛЬГОТА ЛИ ЭТО?

На основании пункта 6 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать представить необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право на налоговые льготы.
Порядок истребования документов установлен ст. 93 НК РФ.

С 01.07.2021 п. 6 ст. 88 НК РФ Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ дополнен абзацем, предоставляющим право налогоплательщику в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов. 

При получении требования о представлении пояснений (документов) в соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ вместо документов, подтверждающих налоговую льготу, можно представить в электронном виде реестр документов, подтверждающий обоснованность применения налоговых льгот в разрезе кодов операций (далее - реестр документов).
На основании информации, содержащейся в представленном реестре документов, налоговый орган в рамках ст. 93 НК РФ истребует документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (далее - документы).
Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода операции в соответствии с установленным алгоритмом.
Не менее 50% от объема документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы, указано в письме ФНС России от 12.11.2020 N ЕА-4-15/18589.
При непредставлении реестра документов или при представлении его на бумажном носителе истребование документов производится в полном объеме.

До регистрации Министерством юстиции Российской Федерации приказа ФНС России от 24.05.2021 N ЕД-7-15/513@, в письме ФНС России от 11.06.2021 N ЕА-4-15/8244@ "О направлении информации" рекомендованы формы, форматы представления реестров документов, а также порядок их заполнения и представления по НДС и налогу на имущество организаций.

Давайте разберемся, что такое льгота.
Определение понятия "налоговая льгота", дано в п. 1 ст. 56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. 

Действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в статье 149 НК РФ основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.
Со ссылкой на положения п. 6 ст. 88 НК РФ не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (данная позиция указана в п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, в также в письме ФНС России от 22 декабря 2016 г. N ЕД-4-15/24737).
Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.09.2012 N 4517/12 по делу N А65-9081/2011 также указал, что нельзя при проведении камеральной проверки требовать представить документы по операциям, не облагаемым НДС.
Например, выдача займа не облагается НДС, освобождение применяют все налогоплательщики, оно не является льготой, лица, осуществляющие операции займа, не имеют преимуществ перед другими налогоплательщиками (Постановление АС Поволжского округа от 20.02.2015 N Ф06-20097/2013 по делу N А55-5456/2014). 

24 ИЮНЬ 2021 Г.

<<<НДС

БАНКРОТЫ НДС НЕ ИСЧИСЛЯЮТ

С 1 января 2021 года пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

При этом в силу пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым организацией-банкротом для выполнения работ (оказания услуг) в процессе осуществления хозяйственной деятельности, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Указанные нормы налогового законодательства отражены в письмах Минфина РФ от 30.04.2021 N 03-07-11/33921, от 26.04.2021 N 03-07-11/31584, от 23.04.2021 № 03-07-11/31157, N 03-07-11/31160, от 09.04.2021 N 03-07-11/26558, 17.03.2021 N 03-07-11/18708, от 16.03.2021 N 03-07-11/18337.

C 01.01.2015 согласно пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ введенному Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

На основании п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 октября 2020 г. N 320-ФЗ в положения пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ внесены изменения и начиная с 1 января 2021 года работы (услуги), выполненные (оказанные) в процессе осуществления хозяйственной деятельности должниками, признанными в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), объектом налогообложения НДС также не являются.

Порядок восстановления сумм НДС, принятых к вычету в отношении объектов основных средств, в случае если такие объекты начинают использоваться в не облагаемой этим налогом деятельности, то данный порядок установлен пп. 2 п. 3 ст. 170 и ст. 171.1 НК РФ.
Согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, в том числе операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. При этом восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.

Что касается объектов основных средств, являющихся объектами недвижимости, которые не реализуются, а подлежат использованию при осуществлении хозяйственной деятельности организацией-банкротом, то НДС, ранее правомерно принятый к вычету по таким объектам недвижимости, подлежит восстановлению в порядке, установленном ст. 171.1 НК РФ.

В отношении применения вычетов сумм НДС, исчисленных и уплаченных в бюджет при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг), выполняемых (оказываемых) в процессе осуществления хозяйственной деятельности организацией-банкротом на основании ранее заключенных договоров и не завершенных по состоянию на 1 января 2021 года, рекомендуем руководствоваться следующим:

  • если в договор будут внесены изменения, согласно которым стоимость работ (услуг) будет уменьшена на сумму НДС, то сумма налога, исчисленная и уплаченная при получении оплаты (частичной оплаты), возвращенная покупателю работ (услуг) на основании изменений к договору, принимается к вычету;
  • если в договор вносятся изменения, согласно которым стоимость работ (услуг) без учета НДС соответствует ранее установленной стоимости работ (услуг) с учетом налога, то сумма НДС, исчисленная и уплаченная при получении оплаты (частичной оплаты), к вычету не принимается;
  • если в договор изменения не внесены и работы (услуги) выполняются (оказываются) с учетом НДС, то сумма налога подлежит перечислению в бюджет в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 173 НК РФ.
Признание должника банкротом осуществляется по решению арбитражного суда в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве).
На основании п. 1 ст. 150 Закон о банкротстве на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.
Согласно п. 4 ст. 150 Закон о банкротстве мировое соглашение утверждается арбитражным судом. При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.
После вступления в законную силу определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения, в котором указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению, у организации, в отношении которой принято указанное определение арбитражного суда, не имеется оснований для применения положений пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ.

На основании п. 3 ст. 38 НК РФ товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
В связи с этим согласно пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ с 01.01.2015 реализация имущества, в том числе изготовленного в ходе текущей производственной деятельности организаций-должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является.
Данная позиция указана в письмах Минфина РФ от 28 августа 2018 г. N 03-07-14/61023, от 25 апреля 2018 г. N СД-4-3/7966@, от 5 июля 2017 г. N СД-4-3/13059@, от 21 марта 2017 г. N 03-07-11/16025, от 31 января 2017 г. N 03-07-11/4780, от 26 января 2017 г. N 03-07-14/3700, от 9 ноября 2016 г. N 03-07-14/65361, от 8 ноября 2016 г. N СД-4-3/21121@, от 17 августа 2016 г. N СД-4-3/15110@.

Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2018 г. N 304-КГ18-4849, под реализацией имущества должника понимается продажа имущества, входящего в конкурсную массу, за исключением продукции, изготовленной должником в процессе своей текущей хозяйственной деятельности, и на основании п. 1 ст. 11 НК РФ в этом же значении понятие "реализация имущества должника" должно толковаться в целях применения пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ.
В соответствии с письмом Минфина РФ от 01.02.2019 N 03-07-11/5779 по вопросу применения пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ при реализации товаров, произведенных в ходе текущей производственной деятельности должником, признанным в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), целесообразно руководствоваться письмом Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, в соответствии с которым в случае, когда письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также Верховного Суда Российской Федерации, необходимо руководствуются указанными актами и письмами судов.

23 ИЮНЯ 2021 Г.

<<<НДС

декларация по доверенности ндс
банкроты и ндс

КОНТРОЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ В ДЕКЛАРАЦИИ ПО НДС

Налоговая декларация по НДС, отправленная с 01.07.2021, может оказаться не представленной

Внимательно изучайте контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС, утвержденные Приказом ФНС России от 25 мая 2021 г. № ЕД-7-15-/519@ зарегистрированном в Минюсте и официально опубликованном 18.06.2021.
Напоминаем, что согласно пункту 5.3 статьи 174 НК РФ введенному с 01.07.2021 Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ, налоговая декларация по НДС считается непредставленной, в случае несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям, о чем налогоплательщику (налоговому агенту, лицу, указанному в п. 5 ст. 173 НК РФ) не позднее дня, следующего за днем получения налоговой декларации, направляется уведомление в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. 

22 ИЮНЯ 2021 Г.

<<<НДС

ВЫЧЕТЫ НДС ПРИ ПОКУПКАХ ЗА НАЛИЧНЫЕ

Суммы НДС по товарам, приобретенным за наличный расчет в розничной торговле сотрудниками организации или ИП, на основании кассовых чеков, без наличия счетов-фактур к вычету не принимаются.

Данная позиция неоднократно указывалась в письмах Минфина РФ (от 19.10.2020 № 03-07-14/90913, от 26.03.2019 № 03-07-09/20252, от 13.08.2018 № 03-07-11/57127,от 12.01.2018 № 03-07-09/634, от 28.12.2017 № 03-07-11/87948). 

Что делать для правомерного включения в состав налоговых вычетов сумм НДС при приобретении сотрудниками организации или ИП товаров (работ, услуг) за наличный расчет

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.

Согласно п. 7 ст. 168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 ст. 168 НК РФ, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Положения п. 7 ст. 168 НК РФ действуют в отношении реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет непосредственно населению, и не являются основаниями для включения в состав налоговых вычетов сумм НДС на основании кассового чека при отсутствии счета-фактуры.
Пунктами 2.1, 3 и 6 - 8 ст. 171 НК РФ предусмотрены особенности вычета сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм налога, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.
На основании п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. 

Вычет сумм НДС в отношении иных случаев приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав) без наличия счетов-фактур НК РФ не предусмотрен.
На расходы при исчислении налога на прибыль организаций НДС по кассовым чекам без счета-фактуры тоже не включить. Статьей 170 НК РФ установлены случаи включения сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в расходы при исчислении налога на прибыль организаций.

Суммы НДС по товарам, приобретенным за наличный расчет сотрудниками организации или ИП, при наличии кассовых чеков, но при отсутствии счетов-фактур в расходы при исчислении налога на прибыль организаций не включаются, так как не предусмотрены ст. 170 НК РФ.

Для правомерного включения в состав налоговых вычетов сумм НДС при приобретении сотрудниками организации товаров (работ, услуг) за наличный расчет необходимо заключить с организациями или ИП розничной торговли договор на приобретение товаров и предоставить поставщику доверенности на сотрудников, которые при необходимости будут приобретать у них товары от имени организации или ИП.
Сотрудники в случае необходимости приобретения товаров в магазинах розничной сети за наличный расчет должны сообщить продавцу, что являются представителями покупателя организации или ИП и действуют в рамках заключенного договора по доверенности и о необходимости оформить реализацию на юридическое лицо или ИП и соответственно счет-фактуру.

20 ИЮНЯ 2021 Г.

<<<НДС

покупка за наличные ндс
банкроты и ндс

ВЫЧЕТЫ НДС НА ОСНО ПО ПОКУПКАМ В ПЕРИОД УСН "ДОХОДЫ"

По общему правилу после перехода на общую систему налогообложения (ОСНО) принять к вычету НДС по покупкам в период применения упрощенной системы налогообложения (УСНО) с объектом "доходы" нельзя. Но...

Согласно п. 6 ст. 346.25 НК РФ при переходе на ОСНО суммы НДС по покупкам, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСНО, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для налогоплательщиков НДС, при использовании приобретенных товаров (работ, услуг) для операций, подлежащих налогообложению по НДС.

В письме Минфина РФ от 01.09.2017 № 03-07-11/56374, а также определении Конституционного Суда от 22.01.2014 N 62-О указано, что при переходе на ОСНО отсутствует право на вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в период применения УСНО с объектом "доходы".

Верховный Суд Российской Федерации определением от 24.05.2021 № 301-ЭС21-784 по делу № А38-8598/2019 отменил решение (постановление) судов трёх инстанций, а дело отправил на новое рассмотрение, учитывая следующие обстоятельства.

Приобретение подрядных работ не было сопряжено с извлечением выгоды, облагаемой в рамках УСНО; передача оконченного строительством объекта инвестору произошла 15.07.2015, то есть после перехода на ОСНО и начала ведения облагаемой НДС деятельности.
Само по себе обстоятельство, что спорные суммы «входящего» налога были предъявлены обществу в период осуществления строительства и применения им УСНО с объектом «доходы», не может служить основанием для отказа в вычете названных сумм при исчислении НДС после перехода на ОСНО.

Предъявленные в ходе строительства суммы «входящего» налога могут быть приняты к вычету налогоплательщиком, ранее применявшим УСНО, при соблюдении установленных ст. 169, п. 2 ст. 171 и п. 2 ст. 172 НК РФ условий, если объект строительства не использовался для извлечения выгоды в период применения УСНО, а облагаемые НДС операции с использованием оконченного строительством объекта совершены после перехода налогоплательщика на ОСНО.

19 ИЮНЯ 2021 Г.

<<<НДС

СЧЕТ-ФАКТУРА НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. ДРОБИМ?

Многие организации стараются избегать подачи налоговой декларации по НДС с суммой, заявленной к возмещению из бюджета. Мало кто хочет углубленную камеральную проверку с полным комплексом мероприятий. Чтобы не попасть под возмещение бухгалтер либо переносит вычеты по счетам-фактурам в другой налоговый период, либо берет вычет по счету-фактуре частями, т.е. дробит.
Вот только по мнению Минфина не все счета-фактуры можно дробить. Если у вас счет-фактура по приобретению основных средств (ОС), оборудования к установке и (или) НМА, то вычеты производятся в полном объеме после принятия их на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ), дробить (заявлять частями) такие вычеты нельзя.
Однако, суды приходят к выводу, что письма Минфина не относятся к числу нормативных правовых актов, и налогоплательщику не может быть отказано в праве заявить вычет по ОС только на том основании, что вычет заявлен в следующих налоговых периодах в пределах 3 лет и частями (Постановление АС ЦО от 12.12.2019 N Ф10-5630/2019 по делу N А68-11589/2018, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 18.06.2020 по делу N А25-171/2019).

Судебная практика указывает на то, что:

  • дробление вычетов по ОС не приводит к неуплате налога в бюджет, а значит, и нет оснований его запрещать;
  • ст. 172 НК РФ содержит указания на временное условие для налогового вычета по ОС — не ранее периода принятия на учет — а не на жесткое ограничение истечением такого периода;
  • ст. 172 НК РФ закрепляет только объем прав налогоплательщика и не устанавливает размер вычета суммы НДС.
Вычет по одному счету-фактуре в разных налоговых периодах, наступивших после принятия основного средства к учету, возможен.

19 МАЯ 2021 Г.

<<<НДС

вычеты НДС
авансы ндс

ОТРАЖАЕМ АВАНСОВЫЕ СЧЕТА-ФАКТУРЫ ПРАВИЛЬНО!

В ходе камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС выявляются расхождения, связанные с несоответствиями по счетам-фактурам с кодами вида операции (КВО) 02 и 22, которые свидетельствуют о нарушении налогового законодательства.

Согласно п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ у продавца, получившего авансы, вычеты сумм НДС, исчисленных с полученных авансов, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг)

Покупатель, в свою очередь на основании пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ должен сумму НДС восстановить. При этом сделать это он обязан в том налоговом периоде, в котором продавец отгрузил покупателю товары (работы, услуги).

На практике формируются расхождения по книге покупок по авансовым счетам-фактурам с КВО 02 и 22, в том числе из-за ошибки в части несвоевременного восстановления сумм НДС, принятых к вычету по перечисленным авансам.
Налогоплательщик-покупатель нарушает налоговое законодательство в части восстановления сумм НДС, принятых к вычету в отношении авансовых платежей.

Кроме того, возникают случаи формирования расхождений по книге покупок по КВО 22 в части неправомерного применения налогоплательщиками-продавцами вычетов, когда ими не исчислены суммы НДС с полученных авансов, но при этом заявлены вычеты по ним, предусмотренные п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ.

Даже если Продавец всё верно отразил в декларации, а именно в книге продаж отразил счёт-фактуру с КВО 02, а после отгрузки с КВО 01, и принял к вычету в книге покупок с КВО 22, возникнет разрыв если Покупатель одновременно (в том же налоговом периоде)не отразит в своей книге продаж счет-фактуру с КВО 21.

Как правильно отражать авансы в декларации, чтоб не возникли проблемы ни у Вас, ни у Вашего контрагента?

После получения аванса:

  • Продавец в течение 5 дней выставляет в адрес Покупателя авансовый счет-фактуру и регистрирует в книге продаж с КВО 02;
  • Покупатель отражает полученный счет-фактуру в книге покупок с КВО 02, принимая к вычету НДС с аванса.
После отгрузки товаров:
  • Продавец:
 - выставляет счет-фактуру на реализацию и отражает его в книге продаж с КВО 01;
 - регистрирует в книге покупок выставленный ранее авансовый счет-фактуру с КВО 22.
  • Покупатель:
 - регистрирует в книге покупок счет-фактуру с КВО 01;
 - регистрирует в книге продаж авансовый счет-фактуру с КВО 21, тем самым восстанавливая НДС, ранее принятый к вычету.

07 МАЯ 2021 Г.

<<<НДС

все публикации